Реклама в Интернет       Все Кулички
КНЯЗЬ ИГОРЬ (А.Бородин)

КНЯЗЬ ИГОРЬ (опера А.Бородина)

Саратовский академический театр оперы и балета
Премьера—
13 декабря 2013г.

Постановка и сценография Андрея Сергеева

 

Балетмейстер - Кирилл Симонов

 

Солисты, хор и оркестр

Саратовского академического театра оперы и балета

Хормейстеры — Анна Вильперт, Михаил Толчин
и
засл. арт. России Л.Тадтаева

Художественный руководитель театра и главный дирижер

н.а. России Юрий КОЧНЕВ

Подпись: © Copyright 2007-2016        All Rights Reserved

Отзывы о спектакле...

Видео...

театральный режиссёр и сценограф

Андрей Сергеев

Саратовский академический театр оперы и балета представил на суд зрителей новый спектакль – «Князь Игорь» Александра Бородина. Ценители классического музыкального искусства, художественное руководство театра еще в репетиционный период назвали самую популярную российскую оперу главной премьерой сезона-2013.

 

В Саратове «Князь Игорь» не ставился с 1979 года (прежняя постановка была «долгожителем» и с успехом шла на сцене Академоперы на протяжении многих лет). Обращение к венцу героического эпоса в этом году интриговало по нескольким причинам. Если мастерство симфонического оркестра под управлением лауреата Государственной премии РФ, народного артиста России, режиссера Юрия Кочнева и умение маэстро мобилизовать все силы театра на решение самых сложных музыкальных задач сомнения не вызывали, от догадок по поводу сценического воплощения спектакля замирало сердце. Все потому, что предыдущая оперная постановка – «Риенци» Рихарда Вагнера – была решена весьма экстравагантно. Успокаивало то, что для постановки «Князя Игоря» в Саратов приехал московский режиссер Андрей Сергеев, известный саратовской публике по ранее поставленным спектаклям «Русалка», «Тоска», «Бал-маскарад». Постановочный почерк Сергеева заключается в бережном отношении к классическому произведению. Новая премьера саратовского оперного показала, что талантливый постановщик не изменил себе и на этот раз.

 

Спектакль начинается с самой высокой эмоциональной ноты (оговоримся, что речь идет о предпремьерном пресс-показе). Большая по размерам и весомая по музыкальному материалу увертюра (браво, оркестр!) с первых мгновений установила настроение эпического сказа и словно погрузила зрителей из столетия 21-го в век 12-й.

 

Пролог к опере строится на противопоставлении образов русских и половецких, контрастирующих по своему укладу, и тут Андрей Сергеев несколько смещает смысловые акценты произведения. Этого постановщик добивается в первую очередь при помощи элементов оформления. Основу декораций составляет многофункциональный занавес. Он – и городские сцены, и храм, и своды половецкого шатра. В первом действии Сергеев в прямом смысле сгущает краски. Цвета крови – стены Путивля, алые одежды – у женщин, провожающих Игоря в поход. Единственное светлое пятно в очень уж «затемненном» первом действии составляет макет храма, который по очертаниям в равной степени напоминает и силуэт князя. Неслучайно в область сердца будет проецирован огненный шар солнца, на который и найдет затмение. Режиссер изначально являет зрителю: город в огне. От набегов ли, междоусобиц, нежелания русских князей объединяться? Каждый прочитает месседж постановщика по-своему.

 

Впрочем, сам режиссер не отвлекает зрителя на разгадывание сценических ребусов. «Разлилась печаль по русской земле», – так некогда описал настроение уставших от половецких набегов русичей автор «Слова о полку Игореве» (памятник древнерусской литературы, как мы помним, лег в основу оперы «Князь Игорь»). Это настроение путивлян автору спектакля (кстати, сценография и костюмы тоже исполнены Андреем Сергеевым) удалось передать в полной мере. Оно угнетающе.

 

Удивительно, но те же оттенки красного во втором действии создают необычайно яркую и жизнеутверждающую картину привольного степного кочевья. Изящные девушки, порывистые парни, хан Кончак – образ свободного, уверенного и необузданного восточного народа видится в спектакле необычайно привлекательным. Знаменитые половецкие пляски на это и рассчитаны, а если за дело взялся балетмейстер Кирилл Симонов – тем паче! И если композитором изначально подчеркивается моральное превосходство русского народа, в саратовской версии он выглядит гораздо более блекло, находясь в условиях восточной экспансии. Но такое впечатление длится ровно до начала музыкального диалога Игоря и Кончака.

 

Интересно подает образ хана лауреат международных конкурсов Станислав Трофимов. Радушный хозяин, он уважительно и без малейшей тени вражды относится к князю Северскому: «Эх, не врагами быть бы с ним!» Хан Кончак (Трофимов безупречно ведет свою партию) словно заполняет собою все пространство. Предлагая князю свободу взамен на его согласие не воевать против половцев, он видит в русиче достойного соперника. Непреклонным выглядит и князь Игорь в исполнении дипломанта всероссийских конкурсов Андрея Макарова в стремлении вывести Путивль «за линию огня». Наверняка изучивший труды по исследованию «Слова...», режиссер в трактовке заглавного героя идет за Дмитрием Лихачевым. Выдающийся ученый считал, что Игорем Святославичем двигали патриотические чувства и непреодолимое желание освободить землю от врага, нежели его эгоизм. Отсюда скоропалительное решение о походе. Раскаяние князя в поспешности своих деяний в арии «Ни сна, ни отдыха измученной душе!» Андрей Макаров драматически отыгрывает безупречно. В вокальном плане артист пока не столь убедителен, но солидная «страховка», поступающая от оркестра, компенсирует небольшие огрехи.

 

Двойственности же отношения к князю как противоречивой личности в саратовском спектакле нет. Как последователен он в своей любви к родине, Ярославне, как равнодушно наблюдает за потрясающе красочными танцами половцев! За вынесенным в название спектакля образом «саратовского» князя Игоря читается тоска «по убогой и обильной, могучей и всесильной матушке Руси». Визуальный, панорамный шик половецких степей уступает в конечном итоге духовной потребности русского народа защитить свою землю. Поэтому от «сумрачных тисков» первого действия в третьем ничего не остается. Радует глаз небесная лазурь, и хоровая сцена в полной мере воспроизводит благородство и мощь русичей.

 

Из явных удач спектакля хотелось бы отметить его цельность, которая достигнута сочетанием нескольких факторов. Это минимализм в оформлении спектакля, с одной стороны, и полная самоотдача солистов саратовского оперного – с другой. Зрителя ничто не отвлекает от прекрасной музыки Александра Бородина, внимание концентрируется на прочтении того или иного характера, каждый из которых по-своему колоритен. Хор театра умело создает в нашей душе собирательный образ народа-победителя. Основная нагрузка в этой связи лежит не только на хоре. Как несложно догадаться, в равной степени это миссия исполнительницы роли Ярославны. Пока осторожно в вокальном плане ведет эту партию заслуженная артистка России Ольга Кочнева, тем не менее рисунок роли актриса создала интересный. Ярославна болезненно-нежно, всем сердцем реагирует на людские страдания и в то же время решительно, без колебаний принимает на себя правление городом. Апофеозом любви, для которой нет ни политических, ни этнических преград, прозвучали каватины Владимира Игоревича (лауреат международных конкурсов Михаил Пирогов) и Кончаковны (лауреат всероссийского конкурса Светлана Курышева). Все знаменитые арии сопровождались аплодисментами зала.

 

Но есть в спектакле и несколько непонятных моментов. Спускаются словно с небес колокола, при помощи которых Скула и Ерошка должны возвестить о возвращении Игоря Святославича на родину. Переливчатый колокольный звон был бы очень уместен. Но это «ружье» так и «не выстрелит». Звучит любовный дуэт Игоря и Ярославны, и только после этого возлюбленные бросаются друг другу в объятия – это после нескольких лет разлуки. Но по сравнению с победным звучанием постановки в целом вышеперечисленные условности едва ли значительны.

 

В свое время изучение «Слова о полку Игореве» породило особую отрасль гуманитарного знания, а сам памятник нашел отражение в различных видах искусства. Гениальным воплощением мотивов произведения стала опера «Князь Игорь» Александра Бородина. Не вызывает сомнения, что саратовская постановка займет достойное место в ряду многочисленных обращений к истории о походах Северского князя. На премьере спектакля зал аплодировал стоя. В овациях читалось: «Князю Игорю» слава!».

 

Елена Санина

FreeNews-Volga, 18/12/14

© Саратовский театр оперы и балета